Fishingclub  

+375-29-661-20-60 - реклама, сотрудничество

 
   

 

Река Свислочь имеет все шансы превратиться в сточную канаву

31-07-2014, 14:09  

Ливневые стоки с улиц не будут выводить за город, а на обводнение реки из Вилейско-Минской водной системы катастрофически не хватает денег.

 

В полумутной воде пока все спокойно

Пока жителям Минска грех жаловаться на речную воду. Свислочь в черте города не так грязна, как кажется на первый взгляд.

— Вода в Свислочи является относительно чистой, — говорит председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Боровиков. — Это не обывательская оценка, а официальный показатель: вода бывает чистая, относительно чистая, умеренно загрязненная, загрязненная, грязная, очень грязная и чрезвычайно грязная. Так вот, вода в Свислочи в черте города имеет второй показатель по степени загрязненности.


По словам специалиста, Свислочь по чистоте сопоставима с подавляющим большинством водоемов республики. Во всей Беларуси есть буквально несколько объектов, в которых вода чистая.

— Несмотря на жару, наша санитарно-эпидемиологическая служба пока не закрыла в столице ни один водоем, — приводит аргумент в пользу чистоты главной минской речки Александр Боровиков. — Хотя по республике уже есть немало водоемов, которые закрыты для купания.

Между тем, отмечает эксперт, на юго-востоке Минска долгое время качество воды было совсем неважным. (Мы не говорим о купании в Чижовском водохранилище — это изначально технический водоем. Да и Свислочь, проходя через 2-миллионный город, чище явно не становится – ИФ.)

— Раньше в Свислочи была умеренно загрязненная вода, — продолжает Александр Боровиков. — А после станции аэрации (район промзоны Шабаны на юго-востоке города – ИФ) в 2009-2011 годах мы имели грязную воду. Это когда в литр Свислочи сбрасывали, извиняюсь, литр канализации из унитаза. В 2012-2013 годах мы имеем после станции аэрации умеренно загрязненную и даже близко к относительно чистой воду. Это данные независимых лабораторий, которые соответствуют нашим данным.

Что сливают в речку?

«Так в чем же проблема?!» — может спросить кто-то из читателей. Но найдутся и те, кто вспомнит, что в последние годы столичные власти пытаются решать проблему подтоплений на центральных улицах. Вводятся в строй отдельные участки ливневых коллекторов. А явно не кристально чистая вода из коллекторов поступает… правильно, в Свислочь.

Но ведь в Минске строили мощный коллектор «Центр», который, по идее, должен был собирать всю воду из ливневой канализации и выводить ее за город, к очистным сооружениям, и там уже приводить ее в божеский вид. Планы были, но, оказывается, еще в прошлом году тихо-тихо в СМИ прошла информация о том, что план строительства дополнительной линии коллектора «Центр» решено пересмотреть. Мол, слишком дорогое это удовольствие.

 
Александр Боровиков подтверждает: «Центр» — удовольствие, но не из дешевых, а потому труднореализуемо.
 
— Если у нас раньше была концепция централизации сброса ливневых стоков — ввод коллектора «Центр», то сейчас наши проектанты подсчитали и прослезились, — говорит он. — До конца этот проект практически не может быть реализован. Мы надеялись, что перехватим ливневую воду, в Свислочь ничего не будем сбрасывать и уведем ее за город, на очистные сооружения. Сегодня это не получается. Потому что там нужно строить такую мощную станцию подъема, тратить такое количество электроэнергии, что никто на это не пойдет.
Специалист отмечает, что в настоящее время «разрабатывается концепция децентрализации»:
 
— Воды больше не становится, в то время как мы требуем от тех, кто осваивает ту или иную городскую территорию, строительства локальных очистных сооружений. Не принимаются к рассмотрению проекты, если в них не будет предусмотрено таких сооружений. Более того, сегодня действует нормативный документ, который запрещает, если вы вводите какой-либо комплекс работ поэтапно, оставлять очистные сооружения на последний этап. Так вот, только после локальных очистных сооружений предприятия и организации сбрасывают воду в сеть ливневой канализации.

 

Говоря о том, что именно сбрасывается сегодня в Свислочь, глава Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды рекомендует не драматизировать ситуацию.

 

— Что такое ливневая канализация? Это обычная дождевая вода. Ну, смывает она с улиц песок — так везде стоят песколовушки. Да, есть и нефтепродукты, но я давно не видел машин, которые стоят, а из них течет масло. В целом у нас в городе два основных загрязнения — ил и нефтепродукты. Но насчет машин ситуация в последние годы изменилась в лучшую сторону.
 
Тем не менее, проблема со сбросом вод в реку существует, и она очень серьезна. Учитывая приостановку глобального проекта устройства мощных подземных коммуникаций, перед специалистами стоит вопрос: как сделать так, чтобы то, что сливается в Свислочь, было менее мутным, вредным и остро пахнущим?

 

— То, что мы перехватили по «Центру», будем сбрасывать в Свислочь, — напоминает Александр Боровиков. — А там места для нормальных очистных сооружений нет. Вот решили проблему подтоплений, а сейчас думаем, где построить очистные, чтобы почистить эту воду. Что будет в 2014-2015 годах? Стараемся спрогнозировать, упредить ситуацию, но мы обеспокоены этим.

Водной подпитки не хватает

Грозит Свислочи, а вместе и ней и экологии белорусской столицы, и другая проблема — обезвоживание. Главной минской реке далеко до Днепра и Припяти по полноводности, но если бы не помощь человека, она давно бы превратилась в пересыхающий ручеек.
 
Когда-то Свислочь была полноводной рекой. Даже Комсомольское озеро, ныне одно из немногих водных мест отдыха в черте города, в свое время было создано в первую очередь с целью защиты Минска от паводковых вод.
 
А вот после Великой Отечественной войны воды реки, если можно так выразиться, повернулись вспять. Минск возрождался после разрухи, строились новые мощные предприятия. И каждому из них нужна была вода для удовлетворения технических потребностей. Брали эту воду, естественно, из речки. В результате в начале 1960-х специалисты заговорили уже об угрозе полного истощения Свислочи в черте города.

 

Возникла идея — спасти реку, подпитав ее за счет переброски стока из других, более обильных бассейнов. Рассматривались различные варианты — доставлять в Минск воду из Немана, Птичи, Березины, Вилии. Последний вариант, говорят, оказался дешевле, а вода — наиболее качественной.
 
Вилейско-Минская водная система была построена в 1968-1976 годах. Как следует из информации УП «Минскодоканал», это первый в республике крупный гидротехнический комплекс по переброске речного стока из бассейна Балтийского моря в центральную и далее в южную часть Беларуси, то есть к бассейну Черного моря. В состав системы входят восемь крупных водохранилищ, канал большой протяженности, несколько мощных насосных станций. Система переброски стока преодолевает значительный подъем на Минскую возвышенность. Благодаря искусственной реке появились новые природные ландшафты и зоны отдыха в окрестностях Минска. В самом же городе после ввода в строй данной системы коренным образом улучшилось водное благоустройство.
 
В настоящее время подаваемая вода из реки Вилия используется на хозяйственно-питьевое водоснабжение, производственные нужды города. А часть воды идет для обеспечения благоприятного состояния качества воды в реке Свислочь в районе города Минска, а также на обводнение Слепянской водной системы.
 
Отбор воды производится из Вилейского водохранилища по каналу, протяженность которого 70 километров, высота подъема воды каскадом насосных станций (таковых пять) — 70 метров.
 
Среднегодовая подача воды по каналу составляет 120-150 миллионов кубометров. Из них 80 миллионов используется на хозяйственно-питьевые нужды. На обеспечение благоприятного состояния качества воды в реке Свислочь в районе города Минска расходуется 15-20 миллионов кубометров, Слепянской водной системы — 12 миллионов. Вернее, должно расходоваться. На самом же деле этого не происходит.

 

— Средств на обводнение реки Свислочь с каждым годом выделяется все меньше и меньше, — с сожалением констатирует Александр Боровиков. — Если мы не будем выделять средства на перекачку воды с Вилейско-Минской водной системы, то мы можем получить из Свислочи сточную канаву.
По словам специалиста, недавно Минскводоканал написал в городской комитет природных ресурсов: чтобы выполнить запрогнозированные показатели по обводнению реки Свислочь, им не хватает Br30 млрд.
 
— Я не думаю, что они рассчитывают под полную потребность — они, скорее всего, рассчитывают на 70-75% от потребности, — предполагает Александр Боровиков. — Денег на это в бюджете нет! И выделены они не будут. При обсуждении планов на следующий финансовый год мы будем серьезно рассматривать этот вопрос. Будем думать. Хотя чего тут думать — нужно выделять деньги.
 
Либо в квартирные краны, либо в Свислочь?

Беспокоит природоохранителей и другая проблема, связанная на сей раз с изменением системы водоснабжения белорусской столицы. Напомним: на сегодняшний день в Минске питьевую воду получают из подземного и поверхностного источников. Минчане потребляют в сутки воды 507 000 кубических метров. Доля поверхностного источника — 150 000 кубометров. Эту воду после обработки получают проживающие в Московском, Фрунзенском и частично Октябрьском районах. В остальных административных районах вода — из-под земли.
 
И хотя считается, что в Минске питьевая вода отвечает всем действующим санитарным нормам, распределение жидкости в квартиры в будущем должно осуществляться без использования ресурсов поверхностного источника. Для этого планируется задействовать водозабор «Вязынка» и развить южную группу водозаборов в окрестностях столицы.

 

— Если мы перейдем на подземное водоснабжение города, то я боюсь, чтобы не уменьшились нынешние, и без того не самые оптимальные объемы перекачки воды из Вилейско-Минской водной системы, — говорит Александр Боровиков. — Такое, конечно, можно предположить, но, я полагаю, мы этого не допустим. Пока есть деньги, получаемые от взимания экологического налога, мы их вынуждены будем концентрировать на обводнение реки Свислочь.

 

Руководитель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды считает, что минчане должны иметь возможность прийти на берега полноводной Свислочи, полюбоваться чистой водой, отдохнуть. Но для этого реке вновь нужна помощь человека. Вот только хватит ли ее при определении, как сейчас говорят, экономической целесообразности выделения ресурсов, — большой вопрос. Очень не хочется, чтобы река в конце концов превратилась в сточную канаву. Пока все шансы сделать это в будущем у нее (вернее, у нас) есть.
 
Александр Нестеров - interfax.by

 

Охотники и рыболовы встретятся на выставке в «Глобус Парк»


Любительское рыболовство на реках Беларуси будет бесплатным


Межрайонные соревнования по лову рыбы в зимний период


Международная выставка-ярмарка «Охота и рыболовство. Осень 2016»


Межрайонные соревнования по лову рыбы летней поплавочной удочкой


Состоялось награждение сборной команды Республики Беларусь, ставшей Че ...


Массовые случаи браконьерства в преддверии нерестового сезона


Международная специализированная выставка-ярмарка «Охота и рыболовство ...


Итоги Чемпионата Республики Беларусь по лову рыбы на мормышку со льда ...


Вступил в силу запрет на лов щуки


Браконьеры наловили рыбы на 80 миллионов и убежали от инспекторов


В Беларуси планируют ввести обязательную плату за рыбалку



Введение фишкарт
За платную рыбалку
Против платной рыбалки

 
 
 
Использование материалов допускается при условии активной индексируемой гиперссылки на страницу первоисточника. © 1998-2016 Fishingclub.by